Миропомазание в Русской Православной Церкви является  неотъемлемой «частью» крещения, его «продолжением», образуя вместе, по выражению святого Киприана, «двойное таинство».

Вместе с Крещением и Евхаристией таинство Миропомазания (Конфирмации) составляет совокупность «таинств христианского посвящения».

Через «таинство Миропомазания связь крещеных с Церковью совершенствуется, они обогащаются особой силой Духа Святого и поэтому более четко обязаны распространять и защищать веру словом и делом, как истинные свидетели Христовы».

Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещёный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Но уже в самих апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием» (1Ин. 2:20, 2Кор. 1:21). 

Лаодикийский собор 343 года закрепил следующее правило: «Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным, и быть причастниками Царствия Божия». Этим собор закрепил практику совершения миропомазания сразу после крещения, что вероятно не всегда совершалось во времена Лаодикийского собора.

В первые века Конфирмация составляет, как правило, единый с Крещением обряд, образуя вместе с ним, по выражению св. Киприана, «двойное таинство». Вскоре увеличение числа крещений детей, во все времена года, и умножение приходов, при расширяющихся епархиях, наряду с другими причинами, сделали невозможным присутствие епископа при всех крещениях. На Западе, из желания сохранить именно за епископом довершение Крещения, устанавливается разделение во времени обоих таинств. Восток сохранил единство двух таинств, так что Миропомазание совершается священником, который крестит. Но он может совершать это только используя освященное епископом миро (μύρον).

В православной церкви внешняя сторона таинства заключается в том, что священник, ритуально мажет некоторые части тела человека особо освящённым ароматическим маслом — миром, через которое передаётся божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем помазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, уши, грудь, руки и ноги. При каждом помазании каждой части тела священник повторяет слова молитвы: «Печа́ть да́ра Ду́ха Свята́го. Ами́нь».


Важный момент, предшествующий совершению Миропомазания и в некоторой степени являющийся его частью, представляет собой освящение мира. Освящает его епископ — для всей своей епархии — в Святой Четверг, во время особой литургии этого дня. В Восточных Церквах, в том числе и в России, Святое Миро варит патриарх.

Миропомазание совершается обычно сразу после таинства крещения, однако может совершаться и отдельно, например, как дополнение крещения, совершённого мирянином. Без миропомазания человек не допускается до причащения, даже если он уже и крещён.

Помазание миром совершается над человеком второй раз в жизни, если человек поставляется через церковь на царство, так называемое инаугурационное миропомазание (венчание на царство, греч. τò χρίσμα τῆς βασιλείας) монархов. В Полном православном богословском энциклопедическом словаре в двух томах 1913 года написано, что помазание на царство это 2-ая, высшая, степень таинства Миропомазания. Однако это уже иное.

Согласно 105 главе Большого Требника через миропомазание принимаются лица, крещенные в младенчестве в Православии, но затем воспитанные с самого раннего детства вне православные веры.

Допускается принятие в Православие через Миропомазание (а не через Крещение) лиц из христианских ересей и расколов, в которых сохраняется правильная форма Крещения, например, над католиками, старообрядцами. Над лютеранами и кальвинистами таинство миропомазания совершается обязательно, эти деноминации принимаются и через Крещение в Православие. Над представителями Древних восточных церквей согласно 95 правилу Трулльского собора миропомазание не совершается (люди, приходящие в Православие, должны приниматься через письменное отречение от своих ересей). В древности, через миропомазание в Православную церковь, согласно 7 правилу 2 Вселенского собора, принимались ариане, македониане, савватиане, новациане, четыренадесятники, аполинириане. Принимались в Православие через миропомазание и представители монофизитства, в греческих древних Евхологиях и в славянских Кормчих сохранился Чин принятия армян и яковитов.

Кроме того, совершается помазание миром престола православного храма при его освящении.


Полина Ростова

03.10.2014

Комментарии:

прокомментировать

    Православие