Елеосвяще́ние (или собо́рование) — таинство, заключающееся в помазании тела освящённым елеем.

 

Одно из семи таинств, служащее по учению Церкви духовным врачеванием от телесных недугов, а также дарующее оставление грехов, в которых он не успел раскаяться (возможно по тому, что забыл их, но именно забыл, а не утаил сознательно).

 

Таинство елеосвящения установлено на основании слов апостола Иакова в Соборном послании:
«Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

 

Елеосвящение, как показывает само наименование (греч. elaioa — масло; eleos— милость), есть таинство елея, установленное с целью избавления человека от болезни и прощения грехов. Эта двоякая цель находит свое оправдание в христианском воззрении на природу телесных болезней.

 

Источник телесных болезней, по этому воззрению, заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 3—11). В таком же точно соотношении поставлен грех и телесная немощь у ап. Иакова, который, сказав об исцелении болящего чрез помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (Иак. 5, 15).

 

Нельзя утверждать безусловно, что все без исключения болезни являются как непосредственное следствие греха; бывают болезни, посланные по Промыслу Божию с целью испытания или усовершенствования веры и надежды на Бога, усовершения в благочестии и добродетельной жизни и др.; такой была, например, болезнь Иова, болезнь слепца, которому Спаситель сказал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). Однако же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, как это мы видим из многих мест Евангелия.

 

 

  • Елеосвящение можно совершать только над верующими, находящимися в сознании, которым на момент совершения таинства уже есть семь полных лет и которые страдают телесной болезнью или душевной (непроходящим отчаянием, унынием, скорбью,…).
  • Елеосвящение запрещено совершать над больными, находящимися без сознания, и буйными психическими больными.
  • Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его (в лечебных учреждениях или дома). Елеосвящение может быть совершено последовательно над несколькими людьми. Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз.
  • По древнерусской традиции (унаследованной из Византии), раз в год, в Великий четверг, в кафедральных соборах могло совершаться также Елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не семь раз, как в полном чине, а однократно.
  • В России в настоящее время общее соборование совершается во всех храмах по крайней мере единожды во время Великого поста, без отличий с обычным чином Елеосвящения.


Для совершения елеосвящения необходимы масло, вино и крупа. Все эти продукты приносятся соборующимися. Часть будет использована и, возможно, станет непригодна для использования (например крупа зальётся воском), другая часть будет освящена и возвращена. Поскольку при общем соборовании может быть принесено довольно много и риса и пшеницы и вина и масла, то для участия в таинстве берётся понемногу от каждого. Остальное же располагается неподалёку от стола. По окончании и эти продукты будут освящены по формуле «море каплею освящается».

 

 

Елеосвящение совершается (согласно требнику) собором семи священников (от чего и называется также соборованием); но в случае необходимости может быть совершено иным количеством иереев, равно как и одним священником.

В храме (или в комнате больного перед иконами) ставится стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с крупой (пшеницей, а при отсутствии её можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом,…). Посреди блюда на крупу устанавливают сосуд для освящения елея. В злаках вертикально укрепляют семь палочек, обернутых на концах ватой (стручцы), и семь свечей. В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое, растительное, вазелиновое или подобное масло) и немного красного вина. На столе полагаются Евангелие и крест.

 

Во время совершения таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь – из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание освященным маслом – елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемых и молится о прощении их грехов.

 

Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение грехов, которые соборущующиеся забыли (именно забыли! но не сознательно утаили на исповеди).

 

Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление.

 

Следует осознавать также, что Елеосвящение, как духовное врачевание, не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. А поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

 

Весьма распространен в народе взгляд на Елеосвящение как таинство, совершаемое только перед смертью. Отсюда происходят некоторые бессмысленные суеверия, прямо противоречащие учению Православной Церкви. Эти вымыслы подрывают веру в благодатную силу Таинства и приносят большой вред духовной жизни.

 

Перед и после Таинства Соборования православные стараются исповедоваться и причаститься.

источник: http://hramvkudrovo.ru/2014/10/03/eleosvyashhenie/


Полина Ростова

03.10.2014

Комментарии:

прокомментировать

    Православие